Деревянная посуда с самых давних времен была у русского человека в большом употреблении. Хохломские изделия всегда пользовались большим спросом. Особенно широкий размах в изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: от горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды. Белые неокрашенные чашки, миски, станцы и солонки - так называемое белье - сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масла, каторым обрабатывались изделия в дальнейшем.
Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебряная.
Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутренюю поверхность, придавая предмету неповторимый нарядный облик.
Мерцающее золото, пламень киновари, таинственная глубина черного фона - это хохлома. Откуда пришла к нам эта несравненная красота?
Как предполагают искусствоведы, искусство росписи деревянной посуды, скорее всего, зародилось в монастырях.
Здесь особая роль, по всей вероятности, принадлежала Троице-Сергиеву монастырю. Именно из среды троицких монахов вышел выдающийся мастер прикладного искусства XV века резчик Амвросий. В XVI веке этот монастырь становиться центром художественной деятельности. В XVII веке на всю Россию славилась "троицкая" деревянная посуда, расписанная золотом и киноварью. В монастырских слободах работали иконники и мастера различных отраслей прикладного искусства-ложечники, ковшечники, токари, серебрянники, судописцы и другие умельцы. Описи монастыря свидетельствуют, что в его сокровищницах хранилось множество деревянной посуды. Так в описи монастыря за 1641 год занесены несколько сот братин, ковшей, блюд, "достаканов", сделанных из различных пород дерева. Деревянную монастырскую посуду разных форм и художественной отделки дарили как памятные образцы национального искусства иностранным гостям.
Вряд ли вся эта посуда была золоченой. Запасы ее в монастырских кладовых были огромны. Сколько же нужно было иметь монастырю для этих целей золота? К тому же в XVII-XVIII векам иконописцы уже имели имитировать золочение, употребляя вместо золота серебрянный порошок. Посеребренную поверхность дерева покрывали желтоватым льняным маслом (олифой), закладывали в печи, отчего она становилась похожей на золотую. Эта технология очень близка к хохломской, только здесь вместо дорогого серебрянного порошка применялось на первых порах олово, а сегодня ему на смену пришел алюминиевый порошок.
Но где источники травного узорочья? Истоки орнаментики хохломской росписи c ее своеобразным сочетанием красок: ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении "трав" в древнерусской декоративной культуре XV-XVI веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлениях книг, обложки которых украшены узорами, похожими на хохломские. Так же была росписана и церковная утварь, посуда и даже целые помещения. К примеру, золотыми травами, цветами и листьями расписаны красные стены "Престольной" в Теремном дворце Московского Кремля (1635-1636гг.) А орнамент заставок Вкладной книги Троице-Сергиевой лавры (1673г.) напоминает "кудрину", которой мастера золотой хохломы любят украшать подарочные наборы и ковши. В Семеновском музее народных художественных промыслов хранится икона конца XVII века, на которой около борта ковчега идет луженая полоска с характерной росписью "травкой." А ведь именно "травка" присутсвует во всех типах хохломского орнамента.